ФОН Прозрачный Новая книга Старая книга Древняя книга
kavkazdoc.me/Историческая литература/Дагестанские исторические сочинения/«История Абу-Муслима».

Дагестанские исторические сочинения

История Абу-Муслима

Оглавление

Основной текст

Введение

Перевод

Комментарии

В 1862 г. в «Азиатском журнале» Н. В. Ханыков опубликовал арабский текст и французский перевод анонимного сочинения, посвященного исламизации Дагестана (Khanikoff. Memoire, с. 82–86 (араб. текст), 86–90 (франц. пер.). Сочинение это не имеет названия, но в литературе его стали условно называть «Историей Абу Муслима».

«История Абу Муслима» известна в восьми списках.

1) Список А — опубликован Н. В. Ханыковым, который назвал его «Списком Гагарина»; имя переписчика и время переписки не указаны.

2) Список Б — хранился в мавзолее, воздвигнутом над могилой шейха Ахмада в 1622 г. в сел. Гельхен (ныне Курахский район); текст «Истории Абу Муслима» находился в составе сборной рукописи (л. 4б–5б), написанной на белой фабричной бумаге черными чернилами, почерком насх. Список Б был переписан в 1213/1798–99 г. с текста, датированного 1153/1740–41 г. и переписанного, в свою очередь, неким Ибрахимом ал-Фугани (Текст обнаружен и переписан А. Р. Шихсаидовым в 1957 г.).

3) Список В — находится в Рукописном фонде ИИЯЛ (ф. 1, оп. 1, л. 378) (Имеется перевод этого списка на русский язык (РФ ИИЯЛ, ф. 1, оп. 1, д. 53), выполненный С. Алиевым.) в составе собрания материалов по истории Дагестана, переписанных в 1925–1926 гг. сотрудником Дагестанского музея М. П. Инкачилавом с текстов, обнаруженных им в различных населенных пунктах Дагестана. «История Абу Муслима» занимает первый лист рукописи, в конце «Истории» имеется карандашная запись на арабском языке: «[Переписана] в Салта, из книг ас-Салти, с рукописи, написанной почерком Дамадана ал-Мухи» (Дамадан из сел. Мегеб, ныне Гунибского района, — известный дагестанский ученый XVII — начала XVIII в., ум. в 1724 г.).

4) Список Г — хранился у жителя сел. Рича Агульского района Х. Курбанова. Список был написан на двух листах белой фабричной [75] бумаги черными чернилами, почерком насх не ранее второй половины XIX в. Текст сочинения неполный, переписчик и дата переписки не указаны.

5) Список Д — хранился среди рукописей мечети сел. Цудахар Левашинского района. Текст источника написан на листе белой фабричной бумаги черными чернилами, каламом, почерком насх. Дата переписки не указана. В конце текста списка имеется запись: «Я переписал [это] из рукописей Файдаллаха». В списке Д имеется дополнение — перечень имен потомков михтара Санджаба, сына Абу Муслима.

6) Список Е — хранится в Рукописном отделе ЛО ИВ АН СССР (шифр А–310). Текст «Истории Абу Муслима» записан каламом на лицевой стороне бумажного свитка (75 х 21 см) черными чернилами, почерком насх наряду с другими текстами, в частности записью по истории рутульцев Шиназского округа XVI–XVII вв., условно названной «Шиназским Анонимом» (Айтберов. Об общественном строе с. 112-113).

7) Список Ж — включен в рукописный сборник исторических и иных материалов, хранящихся в Рукописном фонде ИИЯЛ (ф. 14, N 2504, л. 876–886). Об этом сборнике подробнее см. ниже, «История Каракайтага», список А.

8) Список З — хранится в Рукописном фонде ИИЯЛ (ф. 1, оп. 1, N 425) в составе сборника, включающего «Историю Абу Муслима» (л. 2а–2б) и «Дербенд-наме» (л. 2б–5б). Текст записан на листах ученической тетради в клетку черными чернилами, насхом. Переписчик — Малланураддин из сел. Рича, дата не указана, очевидно, однако, 30-е годы XX в.

Сравнение списков «Истории Абу Муслима» показывает, что они отличаются друг от друга незначительными деталями в обозначении географической номенклатуры или же отдельными вставками. Одно лишь отличие существенно: список А дает дату выступления Абу Муслима на Дагестан «после» 110/728–29 г., а большинство остальных списков — «после» 300/912–13 г.

Основные темы «Истории Абу Муслима»:

1) Родословная Абу Муслима, доведенная до Абдалмутталиба, деда пророка Мухаммеда; шиитская окрашенность деятельности отца Абу Муслима (сражался «ради Хусайна ибн Али»).

2) Выступление Абу Муслима против Марвана (последнего омейядского халифа) — т. е. его проаббасидская деятельность.

3) Военные действия Абу Муслима в Ширване и Южном Дагестане, его расположение в междуречье «под горой, называемой Шах Албурз», и битвы с дагестанцами («Летом он сражался с [76] жителями области Баб ал-кист, называемой Риджа, а зимой — с жителями Баб ал-абваба, называемого Дербенд»).

4) «Мирная» идеологическая деятельность Абу Муслима, т. е. строительство мечетей и одновременно — насаждение правителей (мечеть в Каракюре и правитель его — михтар Санджаб (В данном случае михтар — не просто часть имени собственного, но социальный термин (см.: Айтберов. Из социальной терминологии, с. 145–147).), сын Абу Муслима; мечеть в Ахты и поселение там сестры Абу Муслима «вместе с ее мужем Исхаком Кундишканом»; строительство мечетей в Рича и Мака и назначение туда эмира Хамзы, двоюродного брата Абу Муслима).

5) Деятельность Ибрахима, сына Абу Муслима, по распространению ислама в Кумухе и Аварии; Ибрахим-ширваншах по прозванию Бурханаддин (Эта тема имеется только в списке А.).

6) Список потомков михтара Санджаба, семь сыновей которого обосновались в селении Усуг, и их конфликт с жителями сел. Микрах.

7) Потомки Сайфаддина, сына михтара Санджаба, в Микрахе.

8) «Выход» сыновей михтара Санджаба из Усуга в другие селения, «где они живут до сих пор, поколение за поколением», их роль в исламизации.

9) Строительство Ибрахимом, сыном Абу Муслима, мечети в Микрахе (Эта тема имеется только в списке А.).

10) Сайфаддин, сын Абу Муслима, в Микрахе, его победы над войсками Самсама (О победе над Самсамом — только в списке А.).

11) Подробное «распределение» населенных пунктов между сыновьями михтара Санджаба (Куруш/Куруз, Хнов/Хинав, Рутул, Шиназ, Кубба, Гельхен/Калхан, Курах).

12) Расселение сыновей Йусуфа, сына михтара Санджаба (т. е. внука Абу Муслима), по южнодагестанским селениям.

13) Потомки Абу Муслима обосновываются в Кубе, Ширване, Табасаране, Аварии, Кумухе, Кайтаге, Кубачи, Хучни, Цахуре, Шиназе, Джаре и Тала, т. е. расселяются по всему Дагестану и части Северного Азербайджана.

Из этого перечня можно выделить более поздние вставки, разрывающие связный рассказ «Истории Абу Муслима»:

1) Отрывок о деятельности Ибрахима, сына Абу Муслима, по распространению ислама в Аварии и Кумухе, о том, как он стал ширванишахом, с почетным прозвищем Бурханаддин. Отрывок этот скорее напоминает деятельность ширванишаха Ибрахима Дербенди [77] (1382–1417), принявшего участие в «религиозных походах» Тимура на Северный Кавказ.

2) Рассказ о строительстве мечети в Микрахе султаном Ибрахимом, сыном Абу Муслима.

3) Рассказ о победе над войсками Самсама; этот рассказ, обстоятельно изложенный в «Ахты-наме», — очевидная искусственная вставка в текст; составителю «Истории Абу Муслима» был, возможно, известен рассказ о Самсаме, изложенный в «Ахты-наме», но скорее всего авторы обоих названных сочинений имели в своем распоряжении рассказ о борьбе с хазарским войском Самсама.

4) Расселение потомков Абу Муслима по всему Дагестану (в том числе в Аварии, обычно не связываемой в ранних сочинениях с мусульманской традицией).

Последняя тема — о власти потомков Абу Муслима «во всем Дагестане» — заслуживает особого рассмотрения, ибо свидетельствует о формировании нового облика хроники — о переходе от сугубо местной, южнодагестанской тематики к общедагестанской, к утверждению концепции о повсеместном мусульманском (из рода Мухаммада) генезисе политической власти во всех без исключения областях Дагестана.

В «Истории Абу Муслима» эта тема несет огромную смысловую нагрузку — сочинению придается общедагестанский характер, утверждается новая форма авторского самосознания. В определенном смысле этот отрывок можно рассматривать как попытку представить не столько иной список (или вариант), сколько иную редакцию «Истории Абу Муслима». Этой цели подчинен, возможно, и ряд других указанных нами вставок: родословная Абу Муслима (возводимая к пророку Мухаммаду), строительство мечетей, разрастание правящей элиты и др.

В целом события «Истории Абу Муслима» более поздние, чем в «Ахты-наме». Как уже указывалось, в тексте фигурируют две даты: первая треть VIII в. и начало X в. Абу Муслим, сыгравший выдающуюся роль в свержении династии Омейядов и приходе к власти Аббасидов в 750 г., в Дагестане не был (Khanikoff. Memoire, с. 214.). Абу Муслимом стали называть Масламу, арабского полководца, правителя Ирака и Хорасана, совершившего в 91/709–10 и 113/731–32 гг. разорительные походы на территорию Дагестана (Балазури. Китаб, с. 214; Ибн Асам. Книга, с. 38–48; История Дагестана, т. 1, с. 152; Тер-Гевондян. Армения, с. 272–273.). Замену эту предстояло произвести до конца — так появился рассказ, о борьбе Абу Муслима с Марваном (т. е. о событиях середины VIII в.). Когда произошла эта «подмена» — точно неизвестно; «История Абу Муслима» дает [78] некоторые основания отнести это интересное явление примерно к Х в.

Вместе с повествованием о деятельности двух поколений потомков Абу Муслима исследуемое сочинение охватывает 60–75 лет и, как и «Ахты-наме», не выходит за пределы VIII в. Таким образом, первая дата, упоминаемая в «Истории», в определенной мере подтверждается.

Вторую же дату — начало X в. — никак нельзя связать с деятельностью Абу Муслима (или Масламы). Однако включение этой даты в текст не случайно. Можно предположить, что начало X в. — это время составления сочинения, поскольку именно в этот период берут начало такие явления, как строительство мечетей, разукрупнение политической власти, рост значения отдельных селений, образование крупных населенных пунктов.

В.Ф. Минорский находит сходство идеологической концепции «Тарих Дагестан» и «Истории Абу Муслима», которую он называет «Псевдо-Дарбанд-нама»: «...работа Муллы Мухаммада Рафи или ее последняя редакция — тенденциозный памфлет, имеющий целью обосновать претензии шамхалов на преобладающее положение в Дагестане... По сходному пути идет Псевдо-Дарбанд-нама, составленная около 1195/1780 г. и описанная Н. В. Ханыковым» (Минорский. История, с. 25.). И далее: «Возможно, что ханыковская Псевдо-Дарбанд-нама является только извлечением из Ахты-нама» (Минорский. История, с. 29.).

В статье А. Е. Криштопы рассматриваемое сочинение представлено как позднейшая обработка важных исторических тем. Основанием для этого послужило изучение отрывка о султане Ибрахиме: «...сыном Абу Муслима назван «султан Ибрахим» — «наиб», а затем «вали» Ширвана «с титулом ширванишах, с прозвищем бурхан ад-дин». Первым ширванишахом, носившим такое имя, был Ибрахим I Дербенди... прототипом «султана Ибрахима» в «Тарих Абу Муслим» был ширванишах Ибрахим I Дербенди (1382–1417). Следовательно, ранее его времени «Тарих Абу Муслим» не мог быть создан. Более того: крайняя степень фольклоризации образа Ибрахима (вплоть до признания его сыном легендарного Абу Муслима) заставляет предполагать весьма позднее оформление этого сочинения — вероятнее всего, уже после падения (1538) династии Дербенди, когда утрата независимости Ширвана и постоянные войны на его территории создали почву для идеализации предыдущей эпохи... Все это заставляет предполагать [79] оформление его окончательной редакции не ранее второй половины XVI в.» (Криштопа. К вопросу, с. 150–151.).

Выше мы уже писали о «вставных» текстах и темах, структурно выпадающих из общего контекста, искусственно (но вполне продуманно) введенных в основной текст «Истории Абу Муслима». К числу такого рода преднамеренно внесенных интерполяций относится и отрывок об Ибрахиме, сыне Абу Муслима. Без учета этого обстоятельства невозможно, как мы видим, создать правильное представление об историческом сочинении в целом, как и о времени формирования его отдельных частей.

Перевод «Истории Абу Муслима» дан по списку А.

Перевод

Знатоки истории рассказывают относительно родословной Абу Муслима, да будет им доволен // Аллах всевышний, [что] имя его — Абдаррахман ибн Саййид (Е — Азиз ибн Саййид; Ж — Абдаррахман ибн Саййид ибн Джунайд; З — Изи ибн Саййид.) (1), а прозвание (лакаб) — Азиз ибн саййид Джунайд ибн Мунзир (Б, З — Мунзир ибн Хашим ал-Хулуф; Д — С.б.нзир; В — Саййид ибн Мунзир.) ибн Науфал ибн Абдалмутталиб (Б — Абдалмутталиб ибн Хашим ал-Халуф; В, Д — Абдалмутталиб ибн Хашим; Г — Абдалмутталиб ибн Хашим ал-Халиф.) (2), да будет доволен ими всевышний Аллах. Аминь!

На перстне его было написано рифмованной прозой: «Кто справедлив, тот царствует, а кто поступает несправедливо, тот погибнет». В руке у него была алебарда (табарзина) (3) весом в двадцать маннов (4).

Отец его Саййид собрал восемьдесят тысяч воинов, пошел с этим своим войском на Марвана (5) и сразился с ним за Хусайна ибн Али (6) — да будет доволен всевышний Аллах ими обоими. Саййид, однако, пал мученической смертью от руки Марвана, и Абу Муслим остался сиротой в городке Махан (Б, Г, Д — селение Махан.) (7), принадлежащем Марву Шах-джахану (Б, В, Д — Марвша-джан; Г — Мардишах-джан.). Было ему [в то время] четыре года, и заботилась о нем его мать Салма.

Когда Абу Муслим достиг совершеннолетия, он сказал однажды: «О мать! Был ли у меня отец?» Мать ответила: «Да, но он умер в сражении с Марваном за Хусайна ибн Али (З — Хасан [и] Хусайн, сыновья Али.) ибн Абу Талиба — мир [80] над ними обоими!» Тогда он спросил: «О мать! А были ли у моего отца в городе (балда) Марв Шах-джахан (З — Мардишах-джан.) друзья и приятели?» Она ответила: «[Да], сынок, среди них был человек, которого называли Хурдак-ахангар (Г — Хардак-ахангар; В, Д — Хурвак-ахангар.), так как он был кузнецом».

Абу Муслим отправился в селение Марв Шах-джахан к Хурдаку-ахангару, от которого узнал истину. [Кузнец] рассказал ему обстоятельства дела, изготовил для него алебарду весом в двадцать манн и собственноручно подарил ему. Затем Абу Муслим выступил и сражался с войсками Марвана в течение восемнадцати лет. Под властью Абу Муслима было триста эмиров, называющихся баша (Б, В, З — падшах (бадшах). И даровал ему Аллах победу над Марваном, который был /c .84/ убит в городе Дамаск, что в Шаме. В Дамаске Абу Муслим построил соборную мечеть, где прочитал хутбу в первый раз.

Затем он вышел из Дамаска со своим войском, вел борьбу за веру с неверующими и достиг Ширвана (8). Он сражался с эмирами Ширвана и уничтожил их. Затем он в течение семи лет сражался с Кухистаном (Б — Кудистан; В, Д — Курхистан; Г — Дамистан; З — Дагистан.) и обосновался в междуречье, под горой, называемой Шах Албурз (Г — Шалбаруз; З — Шалбуруз.) (9). Летом он сражался с жителями области Баб ал-кист, называемой Риджа (Г, Д — Рича; В — Ричча.) (10), а зимой — с жителями Баб ал-абваба, называемого Дербенд.

Затем Абу Муслим построил мечеть в селении Кала Кура (11), куда назначил своего сына михтара Санджаба. После этого он построил мечеть в селении Ахти и поселил там свою сестру с ее мужем Исхаком Кундишканом (Б — К.н.д.с.к.н.; В — Кулашикан.); смысл слова Ахти — «моя сестра» (12). Когда она умерла, Абу Муслим похоронил ее в ахтинской мечети (13). Потом он построил мечеть в Риджа и Мака и назначил в эти оба места Амир Хамзу, сына своего дяди по линии отца.

Сын его, могучий султан Ибрахим, наиб Ширвана, вел со своими войсками священную войну против области Кумук и [области] Авар (14), а также [против] других селений Дагестана, — да принесет ему победу и триумф всевышний Аллах! — и [в конце концов] он подавил неверие, язычество и тиранию. Затем он сказал: «Пришла истина, и исчезла ложь; поистине, ложь исчезающа» (15), и [после этого] распространился среди них свет ислама при посредстве знаний и сведущих улемов. [81]

Там построили много мечетей, а после построения мечети в Кади Кумук(16) вернулся /с. 85/ Ибрахим в Ширван, где поселился, именуемый ширванишахом, а прозвание его [было] Бурханаддин» (В других списках этот абзац отсутствует.) (17).

Абу Муслим вернулся в Ширван, назначив вали (18) Ширвана своего сына, упомянутого султана Ибрахима. Затем Абу Муслим ушел к себе на родину. Выступление Абу Муслима на область Дагестан и Ширван из Дамаска [имело место] после сто десятого (728–29) (В, Г, Д, З — «после трехсотого» (912–13).) года от хиджры пророка — да благословит Аллах его и его род и да приветствует. Абу Муслим оставался в Дагестане семь лет. У него было четыре сына — Рамадан, Ибрахим, Йусуф и михтар Санджаб.

Потомство (насаб) михтара Санджаба: у него было семь сыновей, которые обосновались после ухода Абу Муслима на родину в известном селении, расположенном между двумя реками, называемом Усуг (В списках В, Г, Д, З Усуг не упоминается.) (19), под горой Шах Албурз, но [вскоре] начались конфликты и войны между ними и селением Микрах (В, Г — Микраг, Б — «они обосновались в селении Микрах в междуречье, под упомянутой горой, то есть [горой] Шах Албурз, и начались конфликты и войны между селением Микрах и упомянутым селением»; В, Г, З — «и начались распри между селением Микраг и селением, [находящимся между] двух рек».), и они [переселились] в другие селения, где живут до сих пор, поколение за поколением.

Имена сыновей михтара Санджаба, сына Абу Муслима: Сайфад-дин (В списке Д напротив имени Сайфаддин сделана запись: «Его сын — Мухаммад, его сын — Раджаб, его сын — Салман, его сын — Мухаммед, его сын — Ч.р.к Ахмад, его сын — Мухаммад, его сын — Салман, его сын — Сайфаддин».), Йусуф (Д — напротив имени Йусуф сделана запись: «Его сын — Джабраил, его сын — Джамал, его сын — Шал Рафи, его сын — хаджи Йусуф, его сын — хаджи Джамал, его сын — хаджи Саййидали, его сын — хаджи Джабраил, его сын — Йусуф».), Насираддин (Д — рядом с именем Насираддин добавлено: «Его сын — Мухаммад, его сын — Ахад, его сын — Илисай, его сын — Хасан, его сын — Насираддин, его сын — Мухаммад, его сын — Халйами, его сын — Шам, его сын — Мухаммад-Халйами».), Джамал (Д — рядом с именем Джамал сделана запись: «Его сын — Насираддин, его сын — Раджаб, его сын — Йусуф, его сын — Ахад, его сын — Махмуд, его сын — Джамаладдин, его сын — Мухаммад, его сын — Али, его сын — Абулкасим, его сын — Мервен, его сын — Мухаммад, его сын — Курхмаз, его сын — Ака, его сын — мулла Абдаррахман, живущий в городе Ахти, его сын — Мухаммад».), Абдаллах (Д — рядом с именем Абдаллах имеется запись: «Его сын — Раджаб, его сын — Шабан, его сын — Мирза, его сын — Ахмад, его сын — Йусуф, его сын Джабраил».), Хамза (Д — напротив имени Хамза сделана следующая запись: «Его сын — Умар, его сын — Таки, его сын — Ахмад, его сын — Исмаил, его сын — Мухаммад, его сын — Раджаб, его сын — Мухаммад».), [82] Али Бархут (В списках Б, В слово Бархут отсутствует; Д — рядом с именем Али Бархут имеется дополнение: «Его сын — Хасан, его сын — Хусайн, его сын — Мустафа, его сын — Мир, его сын — Ахмад, его сын — Махмуд, его сын — Мустафа».). Да поможет ему всевышний Аллах в завоевании стран ислама путем содействия [истинной] вере, а в распространении света ислама — путем искоренения неверия и тирании, и да уничтожит Аллах врагов веры (Это пожелание в списках Б, В, Г, Д отсутствует.).

И построил он (султан Ибрахим?) после этого мечеть в селении Микрах (Эта фраза в других списках отсутствует.). Сайфаддин победоносно обосновался в Микрахе (В списках Б, В, Г, Д следующие ниже подробности о сражении с Самсамом не даются.), там он и умер. От его руки погибли войска Самсама, и подверг он разрушению страну (билад) неверующих, а Самсам бежал вместе со своими эмирами, которые были у него на службе, /с. 86/ темной ночью, и осталось управление Микрахом в руках Сайфаддина.

Йусуф обосновался в селении Куруз (В — Кариз, Г — Куруш, Д — Куруз.) (20), Насираддин и Рамадан (В списках Б, В, Г, Д имя Рамадан отсутствует.) — в селении Хинав (В — Хинав.) (21) и Рутули, Мухаммад — в Шиназе (В списках Б, В, Г, Д слова «и Рутули, Мухаммад — в Шиназе» отсутствуют.) (22), Джамал — в вилайате Кубба (23) и Кулхан (В списках Б, В, Г, Д Кулхан отсутствует.) (24), Абдаллах — в селении Курах (Г — Курух; Г, В, Д — Курах.) (25), Хамза — в селении Риджа, Али Бархут (В списках Б, В, Г, Д — Али.) — в Мака (В — далее добавлено: «в упомянутом селении было сорок домов, но [затем] они разделились, часть их: [ушла] в область Кубба, часть — в Табасаран, часть — в Ширван».).

У Йусуфа было четверо сыновей: один из них, по имени Акад-жан, жил в селении Чтул (В — Чуйур.) (26), остальные — в селении Куруз; из их потомков Шабан обосновался в селении Хушнах (Д — Хусна.) (27), Халибан (Б — Халибар; В — Халбай.) — в селении Хинав, Сайфаддин — в селении Ф.ва(28), Рамадан — в селении Диках (Д — Дакан.), Йусуф — в селении Учук (В — Амаджух; Д — Авачух.), Али — в селении Б.ч.кал (Б — П.ч.кал; В — Бачакали.) (29), Халид — в селении Ачахур (В списках Б, В, Г, Д — Ачах-хур.) (30), Джамал — в селении [83] Муруг (В, Д — далее добавлено: «а Ламу — в Харадж».) Умар и Мухаммад — в селении Ахти, Харизми (В, Д — Хваризми.) — в селении ал-Мл-к (В — Илик.), Абдаллах — в селении Халтун, Раджаб — в селении Т.п.г (Тибиг) (31), Халифа — в селении Чтул, Рамадан — в селении Ануг (Б — Анух; В — Инуг.) (32), Мухаммад — в селении Ал.к (В — Лики; Д — Л.ки. Здесь текст списков В и Д обрывается.) (33). Часть же отделилась [и ушла] в Кубба, Ширван, Табарсаран, в селения Авара, Кумука, Кайтака, [в] Кубани, в Хушни (В тексте А — Х.шти.), Шиназ, Захур(34), Чар(35) и Тала(36) — все они благочестивые и праведные люди, потомки Абу Муслима, да будет доволен ими всевышний Аллах.

Комментарии

(1) Абу Муслима звали Абдаррахман ибн Муслим (см.: Бартольд. Абу Муслим, с. 479). Подробно об этом см. разд. 1, коммент. 105, 172.

(2) Абдалмутталиб — дед пророка Мухаммеда. Таким образом, в разбираемом тексте Абу Муслим выдается за араба-корейшита. В действительности же Абу Муслим был перс по происхождению (см.: Бартольд. Абу Муслим, с. 479).

(3) Табарзина (искаж. перс. табарзин) — «топор; [боевой] топорик, секира».

(4) Манн — см. коммент. 198 к разд. 1.

(5) Речь идет о халифе Марване II. См. разд. 1, коммент. 195.

(6) Текст свидетельствует о шиитской ориентации отца Абу Муслима. В данной связи следует подчеркнуть, что В. В. Бартольд отмечал особую популярность Абу Муслима у персов (см.: Бартольд. Абу Муслим, с. 480).

(7) Населенный пункт вблизи Мерва (см.: Бартольд. Историко-географический обзор, с. 68, 69).

(8) Об этом см.: Минорский. История, с. 34.

(9) См. разд. 2, коммент. 18.

(10) Сел. Рича (ЧIаар) Агульского района. В ричинской надписи от 1241 г. это селение названо Баб ал-кист Риджа (см.: Лавров. Эпиграфические памятники, ч. 1, с. 81, 83). В «Истории Абу Муслима» речь идет, очевидно, о сел. Рича с его округой.

(11) Сел. Каракюре. См. разд. 2, коммент. 28.

(12) По-арабски «моя сестра» — ухти, что графически полностью совпадает с Ахти. Предлагаемая этимология топонима Ахти является неверной.

(13) В стену здания ахтынской пятничной мечети вставлена плита со следующей арабской надписью: «(Коран IX, 18). Сельская община Ахти области Самур реставрировала эту соборную мечеть, [стоящую] на месте старой мечети, которую построил доблестный правитель Абдаррахман, названный Абу Муслимом ад-Димашки, завоеватель области Дагистан. [Сделали это] в 1316 г. хиджры, или в 1899 году по христианской эре, ввиду того, что она по прошествии веков пришла в ветхость». [84]

(14) См. разд. 1, коммент. 105, 144, 148, 150.

(15) Коран XVII, 83.

(16) Сел. Казикумух, ныне Кумух.

(17) Букв.: «аргумент веры».

(18) Вали (араб.) — «правитель, наместник».

(19) Усуг (Усар/Усугьар) — селение в Курахском районе.

(20) Речь идет о Куруше.

(21) Хнов (Хин, Хинав) — селение в Ахтынском районе. В этом селении встречаются куфические надписи ХII–ХIV вв. (см.: Шихсаидов. Эпиграфические памятники, с. 148–156).

(22) Шиназ (Шиназыр, Синазыр) — селение в Рутульском районе. Впервые его упоминает арабский географ и историк XIII в. Закарийа ал-Казвини (см.: Cazwini’s Kosmographie, с. 404–405).

(23) Речь идет о населенном пункте Куба. См. разд. 1, коммент. 223.

(24) Местность к югу от Самура.

(25) О нем см. разд. 1, коммент. 201.

(26) Сел. Штул Курахского района.

(27) Сел. Хучни (Хушнаъ) Табасаранского района. Впервые упоминается под 1451 г. (см.: Шихсаидов. Новые данные, с. 147).

(28) Возможно, это то самое селение Ф.ва, которое упоминается в письме ширванишаха «народу пограничья Гумик» (см.: Масуд ибн Намдар. Сборник, л. 122а) и которое можно отождествлять с сел. Фий Ахтынского района. В.Ф. Минорский и Кл. Каэн полагают, что название Ф.ва (Фува) соответствует нынешнему городу Куба (см.: Minorsky, Cahen, Le Recueil, с. 188).

(29) Населенные пункты Диках, Учук, Б.ч.кал идентифицировать не удалось.

(30) Возможно, что речь идет о сел. Ашар, расположенном в Курахском районе.

(31) Сел. Тпиг в Агульском районе, где имеются куфические надписи ХIII–ХIV вв. (см.: Лавров. Эпиграфические памятники, ч. 1, с. 97–98).

(32) Аных — селение в Кусарском районе АзССР.

(33) Сел. Лек (Лекит), расположенное в Кахском районе АзССР, либо сел. Алик Кубинского района.

(34) Сел. Цахур, первое упоминание о котором встречается у Закарийи ал-Казвини (XIII в.), но в связи с событиями конца XI в. (см.: Cazwini’s Kosmographie, с. 405).

(35) Сел. Джар в Закатальском районе АзССР.

(36) Селение близ Джара.

____________


Текст воспроизведен по изданию:
«История Абу-Муслима» // «Дагестанские исторические сочинения». А. Р. Шихсаидов, Т. М. Айтберов, Г. М.-Р. Оразаев.
М. Наука. 1993

© Scan — Thietmar. vostlit.info
© OCR — A.U.L. 2008
© Сетевая версия — A.U.L. 08.2009. kavkazdoc.me
© Наука, 1993