ФОН Прозрачный Новая книга Старая книга Древняя книга
kavkazdoc.me/Материалы из русских журналов XIX–XX вв./ «Св. арабских писателей о Кавказе...» Ибн-Хордадбэ.

Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, № 29, 1901 г.

Караулов Н. А.

Сведения арабских писателей X и XI веков по Р. Хр. о Кавказе, Армении и Адербейджане

III.

Ибн-Хордадбэ.
((Род. в начале III столетия хиджры).

Абу-л-Касим 'Убейдулла-ибн-'Абдулла-ибн-Хордадбэ был родом перс.

Дед его исповедовал сначала религию Зороастра, но впоследствии по приглашении одного из Бармекидов принял ислам. Это был человек способный и влиятельный, услугами которого желательно было воспользоваться. Отец нашего автора пользовался большим уважением. Будучи правителем Табаристана, он в 201 году покорил часть Дейлема и Табаристанские горы.

Мы читаем у Табари (III стр. 1014): «В этом году (201 году хиджры = 816–817 г. по Р. X.) 'Абдулла-ибн-Хордадбэ, правитель Табаристана, завоевал Лариз и Шарриз в стране Дейлем и присоединил их к территории ислама. Он завоевал также горы Табаристана и выбил оттуда Шахрияра, сына Шарвина».

В «Фихристе» мы находим указание на то, что наш автор был заведующим почт в Джибале, как арабы называют Мидию. Нам неизвестно, когда Ибн-Хордадбэ был назначен на этот пост и когда оставил его.

[II]

В «Фихристе» перечисляются 8 сочинений Ибн-Хордадбэ:

1) Искусство музыки.

2) Руководство повара.

3) Книга игры и музыкальных инструментов.

4) Книга о вине.

5) Книга о гостях и друзьях.

6) Основы персидской генеалогии и расселения племенах (расселение по границам по воле Хосроев).

7) Книга путей и царств.

8) Книга «анва» (календарь).

Из этих восьми сочинении до нас дошло только: «Китаб-ал-Месалик ва-л-Мемалик (книга путей и царств)».

Можно предположить, что она написана была в период управления почтою, для собственного пользования.

По соображению de Goeje книга эта написана около 232 года хиджры (846–847 г. по Р. X.), следовательно Ибн-Хордадбэ, как полагает Шпренгер, был назначен на свою должность еще молодым при халифе Му'тасиме или Васике.

Кроме того, в «Фихристе» упоминается о том, что Ибн-Хордадбэ был в близких отношениях с халифом Му'тамидом.

Дополненный список «Книги путей, и царств» кончен не ранее 272 года хиджры (885–886 г. по Р. X.). Скончался Ибн-Хордадбэ около 300 года хиджры (912–913 г. по Р. X.).

[III]

Сочинение Ибн-Хордадбэ издано под заглавием: «Kitâb al-Mesâlik wa'l-Memâlik (liber viarum et regnorum) auctore Abu'l Kâsim Obaidoilah ibn Abdallah ibn Khordadhbeh. Ed. M. J. Goeje. Lugd. Batav. 1889. Bibliotheca Geographorum Arabicorum. Pars sexta.

Цифры на полях текста и перевода соответствуют страницам указанного издания. Буквы латинского алфавита в скобках относятся к  подстрочным примечаниям, а цифры со скобкой — к реальным комментариям, следующим за текстом и переводом.

______

Книга путей и царств

|16 (7)|

Титулы царей земли.

Цари Турок, Тибетцев и Хазар все называются «хакан»...

|17 (3)|

Цари, которых Ардашир называет шахами.

5) Бузурк-Армешан-шах; Азарбазкан-шах;

8) Аллан-шах (Мукан); Барашкан-шах (в Адербейджане).

10) Ширьян-шах (в Адербейджане).

|18 (4)|

Таковы титулы царей.


|118 (13)|

Известия о Джерби (1).

Джерби, страны севера, составляют четвертую часть всего государства, и северный испехбед, во времена Персов назывался Азарбазкан-испехбед.

|119 (6)|

В эту область входят: Армения, Адербейджан...

В этой стране еще находятся Бебр, Тайласан, Хазары, Алланы, Славяне и Абар (авары).

Путь в Адербейджан и в Армению.

Путешественники оставляют Хорасанскую дорогу у Синн-Сумейра.

От Синн-Сумейра до Динавера 5 фарсахов (2 перехода).

От Динавера до Зенджана 29 переходов.

Затем до Мераги 11 переходов.

Далее в Меянидж 2 перехода.

[7]

Затем в Ардабиль 11 переходов.

Наконец в Варсан, — а он самый крайний пункт области Адербейджан, — 11 переходов.

Города и волости в Адербейджане.

Мерага; Меянидж; Ардабиль; Варсан; Сисар; Берза; Сабурхаст (a: А: «и Са-р-хаст», В: «и Сар-хаст».); Тебриз, находятся во владении Мухаммед-ибн-ар-раввада Аздийца; Меранд, принадлежащий Ибн-Багису (b: По имени «Мухаммед».); Хувей; Кульсере; Мукан принадлежит Шакла; Берзенд; Джанза, город Абарвиза; Джабраван; Нариз, город Али-ибн-Мурра; Урмия, город |120| Зардушта (2); Саламас; Аш-Шиз, и в нем храм огня Азерджушнас (c: А: «Азерхаш».), очень почитаемый магами; каждый царь, перед вступлением на престол, пешком совершает из Медаина сюда паломничество. Далее Баджарван; волость ас-Салак; волость Синдабая; ал-Базз; волость Урм; Бельванкердж; волость Серат; Даскиявер и волость Меянхердж (d: А: «Мубихердж» В: «Малбухудж».).

Пути из Денавера в Берзенд.

От Динавера до ал-Хабарджана 7 фарсахов.

Затем до холма Ван 6 фарсахов.

Далее до Сисара 7 фарсахов.

Потом в Андараб 4 фарсаха.

Далее до Байлакана 5 фарсахов.

Далее до Берзе 6 фарсахов.

[9]

Затем в Сабурхаст 8 фарсахов.

Потом в Мерагу 7 фарсахов.

Потом в Дахарракан 11 фарсахов.

Затем в Тебриз 9 фарсахов.

Далее в Меранд 10 фарсахов.

Потом в ал-Хан 4 фарсаха.

Наконец в Хувей 6 фарсахов.

От Мераги до Кульсере 10 фарсахов. — Далее до Серат 10 ферсахов. — Затем до Нира 5 фарсахов. — Потом в Ардабиль 5 фарсахов. — Наконец в Мукан 10 фарсахов.

|121|

От Ардабила до Хушша 8 фарсахов.

Далее до Берзенда 6 фарсахов.

Берзенд был разрушен, но Афшин отстроил его и поселился в нем.

От Берзенда до Садараспа, где были первые окопы Афшина, 2 фарсаха.

Далее до Захаркаша (a: В: «Рахаркас».), места вторых окопов Афшина (3), 2 фарсаха.

Далее до Ду-ар-Руд (b: Табари: «Руз-ар-Руз».), места третьих окопов Афшина, 2 фарсаха.

Наконец до Базза, города Бабека, 1 фарсах.

Поэт Хусейн-ибн-Даххав говорит:

«Не оставил из жителей Базза ничего, кроме изображений подобных иремским» (4).

[11]

Путь от Берзенда до пустыни Беласаджан, а оттуда до Варсана, крайнего пункта области Адербейджан, 12 фарсахов.

От Мераги до Джанза (5) 6 фарсахов.

Потом до Муса-Абад 5 фарсахов.

Далее до Берзе 4 фарсаха.

Затем до Джабрована 8 фарсахов.

Потом в Нариз 4 фарсаха.

Затем до Урмии (a: В: добавляет: «город Зардушта».) 14 фарсахов.

Наконец до Салмаса частью по суше, частью по озеру Урмия 6 фарсахов.

Харадж Адербейджана доходить до 2 000 000 диргемов.

Путь, по которому шел Мухаммед-ибн-Хумейд по суше когда он вывел главарей восстания в Адербейджане: он ехал из Мераги в Берзе, потом в Сисар, затем в Шиз, отстоящий от Динавера на 4 фарсаха, а затем в Динавер.

|122|

Путь в Армению.

От Варсана до Берда'а 8 переходов.

Потом в Мансуру, что в Армении, 4 перехода.

Из Берда'а в Тифлис 10 переходов.

От Берда'а до Баб-ул-Абваба 15 переходов.

От Берда'а до Дабиля 7 переходов.

От Меранда до долины (реки) 10 фарсахов.

[13]

Оттуда до Нашава 10 фарсахов.

Затем до Дабиля 20 (a: В В исправлено на «десять фарсахов».) фарсахов.

От Варсана до Дармана 3 фарсаха. — Затем, до Байлакапа 9 фарсахов. — Далее до Берда'а 14 фарсахов. От Берда'а до Базза 30 фарсахов.

Армения I: Сисаджан, Арран, Тифлис, Берда'а, Байлакан, Кабала и Шарван.

Армения II: Джурзан (b: А: «Хурзан».), Сугдабиль, Баб-Фейруз-Кубад и ал-Лакзы.

Армения III: Бусфурраджан, Дабиль, Сирадж-Тайр, Багравенд и Нашава.

Армения IV: Шимшат, Хилат, Каликала, Арджиш и Баджунейс.

Области Арран, Джурзан и Сисаджан находятся в царстве Хазар. Области Дабиль, Нашава, Сирадж, Багравенд, Хилат и Баджунайс — в государстве Румов. Персы завоевали всю сторону до земель Шарвана, где находится скала Моисея, из которой бьет источник живой воды (6).

В области Шимшат, недалеко от Хисн Зияда, находится могила Сафван-ибн-Му'аттала из племени Суляйм, товарища посла Божия, — да помилует его Господь! Недалеко от нее растет дерево, и никто из людей не знает, что это за дерево. Плоды его похожи на миндальный орех, едят их с кожицей, и они слаще меду.

[15]

Кубад (7) построил города Байлакан, Берда'а и Кабала и выстроил кирпичную стену.

Анушарван (8) основал города Шабиран, Керкера и Баб-ул-Абваб. А Абваб (ворота) это 360 замков или укреплений в горных ущельях. Он основал также Беленджер и Семендер и построил в земле Джурзан город Сугдабиль; там же он построил свой замок и назвал его: «Баб-Фейруз-Кубад».

К Армении также принадлежит Хувей, и ас-Санария, Албак, Кисал, Абхаз и крепость ал-Дардаман, Хайзан, Шакки и город Баб (9).

Ал-Абваб.

Это собственно выходы из ущелий, образуемых горами Кабк, защищенные укреплениями, из которых выдающиеся: Баб-Сул, Баб-ал-Лан, Баб-аш-Шабиран, |124| Баб-Лазика, Баб-Барика, Баб-Самсахи, Баб-Сахиб-ас-Серир (владельца трона), Баб-Филан-шах, Баб-Карунан, Баб-Табарсеран-шах, Баб-Лиран-шах, Баб-Либан-шах и Баб-Анушарван. Город Семендер лежит за Бабом, и вся страна за ним во власти Хазар.

В повествовании о Моисее — да будет над ним спасение! — говорится (10): «Не помнишь ли ты, когда мы остановились у скалы? Ведь я забыл рыбу, которая ожила». Скала — это скала Шарвана, море — море Джилан (a: А: «Джайлан».) и город — город Баджарван. «Они (11) продолжали путь, пока не встретили юношу, и он (неизвестный) убил его», в волости округа Хайзан.

Харадж Армении 4 000 000 диргемов.

[17]

Путь из Джурджана в Хамлидж, (12) столицу Хазар.

Я упомянул здесь об этом городе потому, что он находится в северной части.

От Джурджана до Хамлиджа, — столицы Хазарии, лежащей на берегу реки, которая выходит из земель славян и впадает в джурджанское море, — при благоприятном ветре 8 дней плавания.

Города Хазар: Хамлидж, Беленджер и Бейда (13).

Сказал ал-Бухтури (14).

«Слава в Ираке прибавилась к той, которая считалась за ним в Хамлидже или Беленджере».

За Бабом находятся царства Сувар, ал-Лакз, Аллан, Филан и Маскат, царство Сахиб-ас-Серира и город Семендер (15).

|155|

Населенная земля делится на четыре части: 1-я Аруфа (Европа); 2-я Любиа (Ливия); 3-я Итьюфия (Эфиопия); 4-я Аскутия (Скифия); в последней заключаются Армения, Хорасан и земли Турок и Хазар.

|172 (14)|

Об удивительных превращениях воды.

Существует в Адербейджане поток, воды которого после того, как протекут некоторое время, отвердевают и превращаются в гряду камней (16).

Об удивительных горах.

Горная цепь ал-Ардж, находящаяся между Меккой и Мединой, тянется к Сирии, пока не соединяется с Ливаном около Химса и с Сепиром около Дамаска; |173| затем тянется далее, пока не соединяется с горами [19] Антиохии и Массисы, и называется здесь ал-Лукам; далее она соединяется с возвышенностями Малатии, Шимшата и Каликалы и простирается до Хазарского моря, на котором лежит Баб-ул-Абваб. Там она носит название: Кабк.

|173 (8)|

Кто направляется (для представления Хосрою) из земель Хазар и Алланов, для тех место ожидания Баб-ул-Абваб.

Хосрою сообщают о них письмом, и они ожидают, пока придет приказ его относительно них.

Глава об истоках рек.

|174 (14)

Истоки Ар-Расса, реки Армении, находятся у Каликалы. Он протекает по Аррану, и впадает в него река Арран (17); далее он протекает около Варсана, пока не достигает Меджма' (место соединения); об слиянии двух |175| морей упоминает Господ — Он Препрославлен и свят! (18) Ар-Расс и Кура соединяются, и между ними находится город Байлакан; соединившись они текут вместе до впадения в Джурджанское море.

Истоки Испидруда у ворот города Сисара.

Истоки Шахируда у Талакана Рейского. Они соединяются и впадают в джурджанское море. [20]

Примечания

(1) «Джерби» — означает страны севера. De Goeje говорит, что может быть это название образовалось от слова اربوژ (ал-джербию) — северный ветер.

(2) См. к Ибн-ал-Факиху примечание 13.

(3) См. к Ибн-ал-Факиху примечание 7.

(4) Имя местности или города, населенного племенем Ад. Это последнее было истреблено Богом за беззакония. Смысл этого выражения тот, что от жителей Базза осталось только одно предание.

(5) Это местечко близ озера Урмии, не надо смешивать с гор. Джанза в Арране.

(6) Библейская скала, из которой Моисей вызвал воду ударом жезла во время блуждания евреев по пустыне. Об этой скале упоминается в XVIII суре Корана от 62 ст.

(7) Кубад I старший — отец Хосроя I Ануширвана.

(8) Об Ануширвани см. к ал-Истахрию примечание 34.

(9) Дербент; см. к ал-Истахрию примечание 29 и 30.

(10) Коран XVIII сура 62 стих. См. к Ибн-ал-Факиху примечание 23.

(11) Они т. е. Моисей и неизвестный (Хедр). См. Коран XVIII сура 73 стих.

(12) Он же Амул и Итиль в устье Волги, ал-Истахрий называет ее Итиль по имени реки Итиль (Волга). Джурджани в своем описании этой реки говорит, что он был в столице Хазар и «что она с одинаковым успехом называется и Итиль и Хамлидж».

(13) «Бейда» — в переводе значит «белая». У русских этот город также назывался «Белая Вежа».

(14) В своей похвальной оде в честь Исхак-ибн-Кундаджа.

(15) Об этих странах см. примечания к ал-Истахрию. [21]

(16) Подобные превращения не редкость на Кавказе. Иногда река вдруг исчезает в каменистом грунте, а затем вновь выходит из земли и продолжает свое течение.

(17) Вероятно река Арпа-чай.

(18) Коран, сура XVIII стих 59.

____________


Пер. Н. А. Караулов.
Текст воспроизведен по изданию:
Сведения арабских писателей о Кавказе, Армении и Адербейджане: III. Ибн-Хордадбэ
«Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа». Вып. 29. Тифлис. 1901

© Текст — Караулов Н. А. 1901
© Scan — Thietmar. vostlit.info
© OCR — A.U.L. 2010
© Сетевая версия — A.U.L. 03.2010. kavkazdoc.me
© СМОМПК, 1901